|
|||||
Архив |
|||||
Мастеринг Борис НИКИТИН Не следует ожидать, что, прочитав эту статью, вы
тут же сможете производить мастеринг направо и налево. Цель ее - не научить
вас как это делать, а познакомить вас с тем, что входит в понятие
"мастеринг", чего от этого процесса можно ожидать и чего нельзя. Начнем с терминологии. "Мастер" - это в
данном случае то, что посылается на завод для последующего тиражирования.
"Мастеринг" - процесс создания мастера, происходящий после записи и
сведения. Некоторые педанты отмечают, что, на самом деле, обсуждаемое следует
называть "премастерингом", поскольку "мастер", с которого
и производится тиражирование, изготавливается непосредственно на заводе, а
то, что туда посылается, называется "премастер". Однако поскольку
процесс создания этого "мастера" лежит полностью вне нашей
досягаемости, а термин "мастеринг" чаще всего используется именно
для обозначения процесса создания продукта до его передачи на завод, то и я
буду называть его "мастеринг". Мастеринг может состоять из трех частей: Порядок частей в данном случае не обязательно
определяет порядок действий. Например, если окончательная доводка звучания
аналоговой записи производится в аналоговом виде, то лучше эту доводку произвести
сначала, а затем уже перевести запись в цифровую форму для монтажного
редактирования. Монтажное редактирование
Окончательная доводка
звучания Если звукоинженер, производивший сведение -
гений, и вы (как заказчик) полностью довольны результатом, то, теоретически,
можно опустить вторую часть и перейти сразу к третьей. Однако есть несколько
причин, по которым и в этом случае лучше произвести доводку звучания. 1. Запись и сведение отдельных произведений могли
происходить в разное время, иногда на разной аппаратуре и в разных студиях.
Мастеринг позволяет сгладить амплитудную и частотную разницу между ними. Вопрос о том, как производить вторую часть мастеринга
- в цифровом или в аналоговом виде - тесно связан с вопросом преимуществ и
недостатков цифрового и аналогового способов записи в принципе, требует
отдельного разговора и однозначного ответа не имеет. С одной стороны, самые
большие потери происходят во время преобразования, так что если запись уже
находится в цифровом виде, то лучше ей там и оставаться. С другой стороны,
некоторые результаты можно получить только применив аналоговое оборудование.
В большинстве случаев выбор типа мастеринга определяется форматом сведения. Вывод в требуемом
формате Где мастерить будем? Что же касается оборудования, то мастеринговая
студия - это именно то место, где находят себе применение компрессоры по
15000$, кабели по 300$ за метр и прочие архитектурные излишества. Поэтому при
обработке готовой фонограммы подобные студии могут получить лучшие
результаты, чем студии, предназначенные для записи и сведения. Некоторые
действия вообще лучше оставить для мастеринга: например, рекомендуется не
перебирать с общей компрессией при сведении, а в случае возникновения
сомнений не использовать ее вовсе. Это же касается и монтажного
редактирования. Кажется, имея компьютерный редактор и некий способ цифрового
ввода-вывода звука, вы можете сами произвести монтажное редактирование,
сэкономив на недешевых услугах студии мастеринга. Однако, чтобы обеспечить
лучшее качество, обработка звука в цифровом виде должна производиться с
повышенной разрядностью (не менее 24 бит) и оставаться в этом виде все время
до конечного вывода в 16-разрядном виде. Так что лучше оставить монтажное
редактирование мастеринговым студиям, которые используют программы с
качественными алгоритмами, обеспечивают 24-разрядный формат на всем
протяжении обработки и имеют оборудование с высококачественными алгоритмами
дизеринга для вывода в 16 бит. К тому же дизеринг есть по сути добавление
шума и лучше его использовать один раз. Отличительной чертой хорошей мастеринговой студии
являются разнообразные и высококачественные возможности мониторинга. Причем
как акустического (акустические мониторы, наушники), так и визуального (индикаторы,
анализаторы спектра и стерео гониометры). Что вы можете ожидать от мастеринга? Важно
помнить, что мастеринг может только улучшить хорошее, но он не может
превратить плохое сведение, аранжировку или исполнение в хорошие. То есть
никакой мастеринг не превратит неудачную работу в шедевр. Именно на этапе мастеринга производятся,
например, разные варианты готовой фонограммы для тиражирования на CD, на
кассеты и для трансляции по радио/телевидению. Скажем, для радио необходимо
сильнее компрессировать звук, чем для CD. Вы можете подумать, что так как на
радиостанциях все равно компрессируют выходной сигнал, то это не имеет
значения. Однако, если вы сильнее скомпрессируете вашу запись качественным
компрессором в мастеринговой студии, то неизвестный компрессор радиостанции
окажет меньшее воздействие. Фирма звукозаписи может, например, выпустить
специальные CD для радио или добавить радио варианты произведений в качестве
дополнительных дорожек на обычных CD. Мастеринг-инженер также должен предупредить заказчика
о проблемах его материала (например, об ошибках баланса инструментов,
частотного диапазона, проблемах противофаз и моносовместимости), которые
невозможно исправить в процессе мастеринга, оставив заказчику решать:
производить ли пересведение или оставить все как есть. Как же найти ту студию мастеринга, которая
отвечает всем вашим чаяниям? Дело это не простое. Специалистов в этом деле у
нас не так много, и сведения о качестве их работы в основном передаются
изустно, как в старину сказки и былины. Если у вас нет знакомых, имеющих опыт
сотрудничества с мастеринговыми студиями, то посетите несколько подобных
организаций, познакомьтесь с сотрудниками (особенно с тем, кто, возможно,
будет работать над вашим материалом), послушайте их предыдущие работы в таком
же или в близком к вашему стиле, попросите возможность связаться с
предыдущими клиентами, спросите их о впечатлениях о данной студии. Идеальным
вариантом была бы попытка сделать мастеринг для одной песни в нескольких
понравившихся вам студиях. Следует упомянуть, что большинство
мастеринг-инженеров терпеть не могут, когда клиент сидит за спиной в процессе
работы, особенно если он вмешивается в процесс. К этому следует относиться с
пониманием. Работа у них тонкая, связанная с мелкими нюансами звучания и еле
слышными деталями.
|