|
|||||
Архив |
|||||
Запись гитары Дмитрий ПОПОВ Для начала хотелось бы сделать некоторые
уточнения к предыдущей статье этой серии и вообще к теме записи. Прежде
всего, все наши рекомендации следует принимать не как то, что вы должны
делать, а как то, что вы можете делать. Мы советуем рассматривать их как
стартовую точку, с которой стоит начинать. Как всегда, только практическое
экспериментирование в каждом конкретном случае может дать вам оптимальные
результаты. Но вернемся к сегодняшней теме. На этот раз мы
расскажем о записи акустических, электрических и бас-гитар. Источник звука Обращаем ваше внимание на то, что, в отличии от
акустической гитары, при записи электро- и бас-гитар звучание инструмента
определяет сочетание самой гитары и комбика, а также используемой гитаристом
обработки. Так как наилучший звук комбика получается при
достаточной громкости, не рекомендуем помещать его в аппаратной, поскольку
оператор должен слышать именно то, что идет на пленку, без примеси прямого
звука. Если вы используете раздельные усилитель и динамики, то можете
поместить исполнителя и усилитель в одно помещение (даже в аппаратной), а
динамики с микрофоном - в другое. Предусилитель и DI box Микрофон Не следует размещать микрофон слишком близко к
источнику звука. Микрофон, размещенный на расстоянии, принимает более
естественный звук. Для акустических инструментов попробуйте для начала
расположить микрофон на таком расстоянии от инструмента, которое равно длине
самого инструмента. Если вы записываете несколько инструментов, каждый своим
микрофоном, старайтесь соблюдать правило "3:1". Оно гласит, что
расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше, чем
расстояние от микрофона до источника звука. Именно проникновение звука в
другие микрофоны является основной проблемой при записи в помещении с малыми
размерами. Акустическая гитара Чтобы найти хорошее место для расположения
микрофона, попробуйте опуститься на колени, закрыть одно ухо и направить
другое на инструмент. Перемещайтесь по полу и слушайте. В месте, где по
вашему мнению звук был лучшим, и следует установить микрофон для начала. Это
можно делать и при записи других акустических инструментов, кроме, пожалуй,
бочки и гитарного комбика (из-за опасности повреждения органов слуха). При записи двумя микрофонами попробуйте
установить второй со стороны правой руки исполнителя, на линии продолжения
гитарного грифа. Расстояние от него до гитары должно быть таким же, как и у
первого микрофона. Электрогитара Поэтому достаточно часто используются имитаторы
усилителей и комбиков, так называемые спикосимуляторы, которые не только
позволяют вам подключить гитару непосредственно к линейному входу (как и DI
box), но и пытаются имитировать звучание, возникающее при употреблении связки
комбик - микрофон. Популярные модели подобных устройств - Tech 21 SansAmp PSA
1 и DigiTech GSP 2001. Одно из самых больших воздействий на звук при
записи с комбика оказывает расположение микрофона. Только экспериментирование
позволит вам выбрать оптимальное место, но для начала установите микрофон в
20-30 см от комбика, слегка под углом и направьте его на один из динамиков.
Часто используются микрофоны моделей Shure SM 57 или Electro-Voice RE 20. Для
запечатления акустики помещения можно метрах в двух от источника звука
установить конденсаторный микрофон, например, AKG C 414. Нередко этот
микрофон направляют в сторону от комбика. Бас-гитара Если ваша цель - мощный роковый звук, то надо
писать с комбика, причем лучше использовать специализированный микрофон
(обычно это те же модели, что применяются при записи бас-барабана), например,
AKG D 112. Нередко используются Electro-Voice RE 20 и Sennheiser MD 421. Для
начала можно направить микрофон в середину между центром и краем одного из
динамиков. Для запечатления акустики помещения можно установить
конденсаторный микрофон в нескольких метрах от комбика, включив на нем
аттенюатор (pad). При отсутствии возможности записать с комбика
используйте устройства прямого подключения или предварительные усилители. Для
получения мощного звука хорошо применять ламповую технику, например,
предусилитель или компрессор. Существуют также ламповые устройства прямого
подключения. Компрессирование часто используется для получения
более ровного звука баса. Однако некоторые специалисты предпочитают
некомпрессированный сигнал. Все зависит от исполнителя и инструмента, если
громкость прыгает на разных струнах и нотах, то звук можно подровнять
компрессором. В случае ровного исполнения достаточно лимитировать пики
сигнала для предотвращения перегрузки. Некоторые специалисты предпочитают записывать
бас-гитару "в линию", получая при этом более четкий, компактный
звук. Это довольно часто применяется при записи танцевальной музыки. Если
используется аналоговый магнитофон, то следует установить максимально
возможный (до появления искажений) уровень записи. Пара примеров творческого использования
динамической обработки. Для музыки стиля диско и близких к нему танцевальных
жанров берете двухканальный лимитер, связываете управление каналами (link),
на управляющий канал подаете бочку, на управляемый - бас-гитару.
Устанавливаете параметры так, чтобы во время звучания бочки громкость
бас-гитары сильно понижалась. Таким образом подчеркивается сильная доля бочки
(напоминаем, это - диско) и слабая бас-гитары. Второй прием - на некоторых
компрессорах, установив степень компрессии примерно 12-16 к одному, затухание
80 мс и максимально быструю атаку вы можете имитировать звучание безладового
баса на ладовом инструменте. Во всяком случае это работает с компрессором
Yamaha GC 2020. Как бас, так и электрогитара нередко записываются
одновременно несколькими способами. Например, инструмент включается в DI box,
один выход идет на микшер, а другой - на комбик. Звучание комбика, в свою
очередь снимается динамическим и конденсаторным микрофонами. Вы можете затем
установить необходимый баланс между ними в микшере и записать полученное
сочетание прямого звука и снятого микрофоном. Еще лучше - записать каждый
источник на отдельную дорожку и регулировать соотношение между ними при
сведении.
|